Авторизация
Регистрация

Как правильно выбрать марку масла?

maslo

Этот вопрос всегда встает перед владельцем автомобиля обычно только тогда, когда гарантийный срок на автомобиль уже закончился. Как правило, в течение гарантийного срока замена масла производится на сервисной станции с использованием одобренных производителем автомобиля марок масел. Если же «гарантия» уже позади, то перед Вами встает проблему выбора. А выбирать есть из чего - полки магазинов буквально ломятся от разнообразия продукции различных производителей. Чем же руководствоваться при выборе? Остановимся на общих моментах:

  1. Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций), предъявляемых к используемым продуктам, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов.
  2. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации, недостаточно (или они просто устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии. При этом Вам будет необходимо подобрать:

Ну и, конечно, Вы должны будете выбрать фирму с безупречной репутацией, качеству продукции которой Вы абсолютно доверяете.

Задачей данной статьи как раз и является помочь Вам сделать правильный выбор и ответить на большую часть вопросов, которые могу при этом возникнуть.

Как выбрать класс вязкости по SAE?

При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкции завода-изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не новый и рекомендации в инструкции устарели, или просто отсутствуют), то можно воспользоваться следующими рекомендациями.

При выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями производителей автомобилей:

0W до -30 °С и ниже
5W до -25 °С
10W до -20 °С
15W до -15 °С
20W до -10 °С
25W до -5 °С

Следуя этим рекомендациям, Вы и Ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и «заклинивание» во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного «голодания»), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.

Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется некоторое время для того, чтобы масляный насос прокачал масло по системе смазки и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного «голодания», о котором мы уже упоминали выше. Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные масла класса «0W».

Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что большинство производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса «40» по SAE и выше (например «50» по SAE). Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольцо, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Эта задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и «заклинивания» в жару или во время длительного нахождения в «пробке» (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.

Что такое «температура застывания» и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

Температура застывания, приводимая обычно в разделе технических характеристик масла, получается в результате лабораторного теста и является температурой, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность) На самом же деле работоспособность моторного масла теряется намного раньше уже при значительно менее низких температурах, когда оно уже потеряло способность быть прокачанным штатной системой смазки двигателя. Таким образом, при подборе масла для использования в зимнее время нужно руководствоваться не температурой застывания, а классом вязкости по SAE.

(См. также «Как выбрать класс вязкости по SAE?»)

Как выбрать масло, если Вы ездите зимой?

См. «Как выбрать класс вязкости по SAE?»

Для всех-ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W-... и 0W-... по SAE?

Никаких ограничений по использованию масел данных классов вязкости не имеется. Эти классы подходят также и для старых и для изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают применение данных классов вязкости в силу каких-то конструктивных особенностей двигателя.

Как правильно выбрать класс качества моторного масла?

Существуют две наиболее распространенные спецификации моторных масел по качеству:

В настоящий момент спецификация API имеет следующие классы:

- SA, SB, SC, SD, SF - «устаревшие» классы;

- SG, SH, SJ - действующие классы, т.е. те, требования по применению которых Вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей, начиная примерно с 1989 года выпуска. Но даже если Ваш автомобиль «старше» и в инструкции рекомендуется один из приведенных выше устаревших классов (например, SD или SF), нет необходимости искать масло именно с таким же классом качества по API и имеющее, соответственно, далеко не самые совершенные характеристики. Не даром рекомендации производителя автомобиля звучат примерно следующим образом: «Рекомендуется моторное масло класса не ниже (например) SF по API». Таким образом, моторные масла самого последнего по времени класса качества SJ являются абсолютно универсальными (с точки зрения API);

- CA, CB, CC, CD - устаревшие классы;

- CF - действующий класс, который является универсальным ( сточки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п.

Таким образом, с точки зрения API, масла, имеющие спецификацию SJ/CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применения масел, удовлетворяющих только лишь требованиям одного из классов по API.

В отличие от API, спецификация ACEA наиболее полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельных тестам значительно превышают требования API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в ACEA и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации. В настоящий момент спецификация ACEA имеет следующие классы:

- А1, А2, А3;

- В1, В2, В3, В4.

Масла, одновременно удовлетворяющие классам А3-96 и В3-96, имеют самые совершенные характеристики и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п. (независимо от года выпуска).

Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как, например, SAE SJ/CF или ACEA А3/В3), для использования в подержанных автомобилях, у которых требования в маслам значительно ниже?

Конечно, можно. Слишком «хорошего» масла не бывает. Чем качественней масло и чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно будет защищать даже самый «старый" или изношенный двигатель.

(См. также «Как правильно выбрать класс качества моторного масла?»)

В чем разница между спецификациями API и ACEA (CCMC)?

См. «Как правильно выбрать класс качества моторного масла?»

Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, «джипов», микроавтобусов применимы как для бензинового, так и для дизельного двигателя.

О применении каждого конкретного масла для бензинового или дизельного двигателя можно узнать по спецификациям API и ACEA (CCMC), которые оно имеет.

Подробнее см. «Как правильно выбрать класс качества моторного масла?»

Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое) производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имел значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации.

Во всех остальных случаях, а именно:

Подробнее см. «Как производить «промывку» двигателя?»

Как производить «промывку» двигателя?

Относительно «промывки» можно отметить следующее:

Во-первых, необходимость в промывке возникает не тогда, когда масло в двигателе кажется «слишком» темным и Вы думаете, что двигатель «грязный». Как раз наоборот, случается, что в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми «моющими» свойствами и его необходимо поменять.

Во-вторых, если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то отмыть его полностью удастся только при полной разборке двигателя. Никакая, даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость не справится с этой задачей.

В-третьих, следует иметь в виду, что «промывка» - это длительный процесс. Даже самая агрессивная промывочная жидкость не сможет за 5-10 мин. снять слой отложений, например, с клапанной крышки или с головки блока цилиндров, на поверхности которых масло (или в данном случае промывочная жидкость) попадает лишь в виде брызг. Лучше всего решить проблему с промывкой сможет обычное, обязательно качественное моторное масло (не синтетическое!), на котором, в отличие от промывочных жидкостей, можно не только «дать поработать двигателю на холостом ходу в течение 5-10 мин.», а и проехать не одну сотню километров. Одинаков, если Вы проехали уже более тысячи километров, а отложения в двигателе еще остались, это означает, что запас моющих свойств масла уже на исходе и требуется его замена. Следовать данной схеме необходимо и далее вплоть до исчезновения отложений, после чего можно переходить на интервал замены масла, рекомендованный изготовителем.

Если же неизвестно, какое масло было залито ранее и каков пробег автомобиля на этом масле, можно рекомендовать предварительную промывку масляной системы заменяющим маслом.

Чем отличается синтетическое масло от минерального?

Отличие состоит в основном в молекулярном строении базы (основы) масла. В процессе производства синтетических масел «строятся" (синтезируются) молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами. Синтетические масла в отличие от минеральных имеют максимальную химическую и термическую стабильность.

Химическая стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не происходит каких-либо химических превращений (окисления, парафинизации и т.п.), ухудшающих их эксплуатационные характеристики.

Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках.

Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.

Как производить переход на использование синтетического масла?

Если есть опасения, что при переходе на синтетику могут возникнуть проблемы, то следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются подтекания масла, то переход на «синтетику» невозможен до ликвидации причин, их вызвавших.
  2. Если в двигателе имеются значительные отложения - «промыть» масляную систему двигателя (подробнее см. «Как производить «промывку» двигателя?»).
  3. Если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то переход на «синтетику» лучше отложить до ремонта двигателя и замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла и проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно переходить на использование синтетических продуктов.

Как поступать, если в инструкции к автомобилю рекомендуется какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?

Обычно в инструкции по эксплуатации производителем приводятся требования к применяемым смазочным материалам в зависимости от температуры окружающей среды, режимов эксплуатации и т.д. Иногда, только в качестве примера, приводятся конкретные марки масел конкретных производителей. В этом случае, используя приведенные в данной статье рекомендации, Вы сможете правильно выбрать подходящую марку масла.

Если же в рекомендациях производителя нет никаких требований к маслам, а рекомендован лишь один-единственный продукт, то в этом случае владельцу такого автомобиля остается только поехать на ближайшую сервисную станцию и поменять там масло или же получить консультацию о том, где можно приобрести этот специальный продукт.

Среди автолюбителей бытует мнение, что если масло становится темным, то это плохо. Так ли это?

Разработчики современных высокотехнологичных масел стремятся реализовать принцип: «Масло грязное - двигатель чистый». Для этого в масло добавляются моющие присадки двух видов - детергенты и дисперсанты. Первые подобно стиральному порошку смывают все отложения и загрязнения со стенок двигателя в масло, а другие держат эти загрязнения во взвешенном состоянии в масле и не дают им снова отлагаться в спокойных зонах (например, картер двигателя). Масло фильтруется, и более крупные загрязнения остаются на фильтре, а то, что не отфильтровалось, будет удалено из двигателя при очередной смене масла. В двигателях, заправленных высококачественными маслами, стенки будут оставаться чистыми и покрытыми тонким слоем желтого масла, даже при том, что масло на вид будет абсолютно черным.

Сотрудники СТО, ремонтирующие двигатели, могут подтвердить этот факт. Поэтому, если масло становится черным в процессе эксплуатации, то тревогу бить по этому поводу не стоит. Наоборот, тревожиться нужно, когда после нескольких тысяч километров пробега масло остается желтым и прозрачным, «как новое» - это скорее показатель того, что моющие присадки в таком масле отсутствуют, что рано или поздно приведет к залеганию колец.

Использованные в тексте сокращения: